Товарные знаки

Можно ли есть яблоки без согласия Apple Inc?

Товарные знаки производителей мобильных устройств используются для дискриминации аккумуляторовТоварный знак используется для индивидуализации производителя товара, то есть для отличия однородных товаров одних производителей от других. Раз Apple Inc не выращивает яблоки, то и спрашивать их нет необходимости.

Товарный знак, с одной стороны, помогает потребителям выбрать товары тех производителей, которые уже себя положительно зарекомендовали. С другой стороны, позволяет правообладателю извлекать дополнительную прибыль за счет легальной монополии на марочный товар, что в свою очередь, мотивирует на поддержание качества производимых товаров и сервиса.

Для телефона Nokia нужен только аккумулятор Nokia?

У многих покупателей сложилось устойчивое мнение, что аккумулятор должен быть оригинальным, то есть той же марки, что и марка устройства. А если поменять аккумулятор другой марки, то может произойти что-то ужасное! Такого явления не наблюдается с авто аккумуляторами, пальчиковыми (AA) и мизинчиковыми (AAA) аккумуляторами, аккумуляторами для наручных часов. Будет смешно выглядеть требование использовать исключительно аккумуляторы Panasonic в пультах телевизоров Panasonic?! Неужели произойдет что-то страшное, если пальчиковые аккумуляторы для фотоаппарата Sony будут не от Sony, а от GP? Однако именно такие требования указывают производители мобильных устройств в руководствах по эксплуатации, гарантийных условиях, информационных материалах. Одновременно с этим, за небольшим исключением, производители мобильной техники не производят аккумуляторы самостоятельно, а размещают заказы у специализированных аккумуляторных заводов на основании лицензионных договоров. При этом зачастую не осуществляя какого-либо контроля за качеством производимых аккумуляторов, но при этом, однозначно утверждая, что неоригинальные аккумуляторы, которые, возможно, производятся на тех же самых заводах, но под другими марками, однозначно не качественные и обязательно взорвутся. Это проявление недобросовестной конкуренции:

Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации

Закон о защите конкуренции, Статья 14.1

Для телефона Nokia подойдет аккумулятор маркированный любым товарным знаком. А вот какой аккумулятор выбрать - это зависит от покупателя и его осведомленности о качестве аккумуляторов того или другого производителя.

Товарные знаки принадлежат их владельцам

Мобильные устройства и оригинальные аккумуляторы маркируются товарными знаками правообладателей и никто не может делать это вместо них. Все права правообладателей: ввоз на территорию России, транспортировка, складирование, реклама и продажа надежно защищены грозной статьей 1484 Гражданского Кодекса. За одним единственным исключением (Статья 1487): у правообладателя есть только право первой ночи: однажды проданный товар уже не подлежит контролю со стороны правообладателя. Характерно, что в России сложилась противоречивая судебная практика, например, как в деле одиннадцати айфонов. У предпринимателя были конфискованы бэушные смартфоны из-за отсутствия лицензионного соглашения с компанией Apple.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что им осуществлялась розничная продажа сотовых телефонов с обозначенным на ней товарным знаком «iPhone» при отсутствии разрешения правообладателя, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ.

Решение Арбитражный Суд Удмуртской Республики по делу № А71-19619/2011 (PDF)

Товарные знаки, конечно, принадлежат их владельцам. В основном, этими владельцами являются производители мобильных устройств, для которых предназначены аккумуляторы. Очень часто названия мобильных устройств совпадают как с названием производителя, так и с зарегистрированным им товарным знаком. Например, компания APPLE INC производит телефоны с названием APPLE iPHONE, при этом является владельцем товарных знаков и APPLE и iPHONE. Аккумуляторы CRAFTMANN производятся для широкого круга мобильных устройств различных производителей, наименования которых указываются на упаковке, в документации, на интернет сайте исключительно с целью информирования партнеров и покупателей о назначении аккумуляторов.

При этом судами установлено, что изображенные на этикетках и упаковках товарные знаки не имеют отношения к производителю ввозимых товаров, а являются лишь информационным сообщением, определяющим сферу применения ввозимых аккумуляторов.

Постановление Суда Московского округа по делу № А41-42965/14 (PDF)

Этот способ использования товарных знаков не подлежит контролю со стороны производителей мобильных устройств.

NOKIA vs CRAFTMANN

Компания Нокиа Корпорейшн (Nokia Corporation) в 2013-2016 годах препятствовала ввозу аккумуляторов CRAFTMANN в России. Названия совместимых телефонов были объявлены нарушением исключительного права на товарный знак. Нокиа требовала не только запрета на ввоз и продажу, а также удаление товарных знаков с сайта craftmann.ru + компенсацию 11.257.400 рублей (PDF).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что указание модели телефона носит исключительно информационный характер относительно технического применения товара (аккумуляторной батареи) и не направлено на индивидуализацию батареи, как товара, возможным производителем которого является Нокиа Корпрорейшен. Более того, товарный знак по свидетельству №771539, к защите которого и заявлен настоящий иск, выполнен согласно свидетельству о регистрации №771539 в стандартных буквах NOKIA (т.2, л.д. 13), и каких-либо цифр не содержит, что полностью подтверждает довод ответчика о том, что на упаковке батареи размещен не товарный знак истца, а серийный номер модели телефона производителя. Соответственно, столкновение товарного знака по свидетельству №771539 со спорным товаром и упаковкой отсутствует. Указанные обстоятельства полностью относятся и к страницам в сети Интернет по адресу http://www.craftmann.ru/

Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного Суда по делу № А40-253414/15 (PDF)

Большим позором закончилось для Nokia попытка запрета аккумуляторов CRAFTMANN. Российский суд объяснил несостоятельность требований Нокиа Корпорейшн и потребовал полностью компенсировать судебные расходы.

Оригинальные аккумуляторы

Товарные знаки производителей мобильных устройств нанесенные на аккумуляторы больше вводят в заблуждение, чем индивидуалируют производителяОригинальные аккумуляторы существуют - это факт медицинский. При покупке любого мобильного устройства в комплекте есть "родной" аккумулятор. Правда кто и когда произвел этот аккумулятор, есть ли на него гарантия - обычно выяснить не представляется возможным. Вот типовые "недоразумения" оригинальных аккумуляторов:

В результате на российском рынке массово распространены поддельные аккумуляторы, на которых незаконно размещаются товарные знаки производителей мобильных устройств, чем, наоборот, вводят покупателей в заблуждение. Таким образом, товарные знаки из средства защиты интеллектуальной собственности превратились в средство обмана покупателей. 


Рекомендуем ознакомиться:

Контрафакт
Как отличить оригинальные аккумуляторы от поддельных?
Ответственность
Какую ответственность несут продавцы аккумуляторов?