Google нарушает антимонопольный закон

Много законов, но мало законности


 Google оштрафован на €4,3 млрд

Брюссель предъявил обвинение Google в том, что, используя своё монопольное положение, в поисковой выдаче выше показывались предложения тех компаний, которые размещали платную рекламу в сервисе Google Shopping. За злоупотребление пришлось платить штраф.

При поиске нового фильма, товара и любой информации пользователь вводит свой запрос в строку интернет-поисковика и получает ответ. Насколько релевантен результат, всегда ли информация актуальна и не манипулирует ли людским сознанием поисковик, предлагая в первую очередь то, за что ему был оплачен рекламный бюджет? 15 апреля 2015 года Европейский Союз обвинил американскую корпорацию Google в преступном использовании своего монопольного положения, а к 18 июля 2018 года оштрафовал на €4,3 млрд. Google производил в базе данных поиск, подходящий под условия и по запросу намеренно выдавал более высокий ранг магазинам, размещенным в Google Shopping.

18 июля 2018 года Google оштрафован на €4,3 млрд

Компания Google

Google - американская коммерческая интернет-компания, значимый результат которой это поисковая система. На сегодняшний день по всему миру множество дата-центров с миллионом серверов google реализуют обработку миллиарда запросов. Но помимо поиска есть и другие плоды этой компании: почтовый сервис Gmail, браузер Google Chrome, социальная сеть Google+, Google Chrome OS и другие, которые предустановлены в большинство смартфонов. Сайты google.co.in, google.co.uk и т. д. являются самыми посещаемыми сайтами интернета. А почему? Что им стоит выдать свои же сайты первыми в поисковых запросах?

Немудрено, что Гугл не раз был фигурантом в судебных разбирательствах. Нарушение в области авторских прав, охраны персональных данных и волна антимонопольных процессов - все это пока не решает основную задачу. Отделить зерна от плевел и полезную информацию от дезинформации не так просто самостоятельно, а поисковики в этом никак не помогают, а чаще наоборот выдают желаемое за действительное и плодят фальсифицированные новости (fake news).

Давайте проанализируем ответ на запрос "аккумулятор", появится ли хоть один производитель в списке? Видим в первых строчках только магазины, значит алгоритм в первую очередь направляет туда куда выгодно его создателям.

Google стал лидером среди магазинов приложений для ОС Android. Ещё в 2014 году два гражданина Калифорнии заявили в иске о препятствии свободной конкуренции со стороны Google в предустановке заводов производителей приложений на смартфоны этой компании, но их доводы были признаны не серьёзными, а иск отклонен. К 2015 году этим обеспокоилась уже комиссия ФАС и доказательная база в виде договоров с производителями устройств была убедительна в этот раз (GOOGLE vs YANDEX). Любой смартфон на Android имеет предустановленные приложения Google Play и другие, компания запретила производителям установку приложений от конкурентов, указав это в договоре. Предписание со стороны ФАС обязывает внести изменения в документы с производителями устройств. Конечно это не может не радовать Яндекс:

Наша цель — вернуть честные правила игры, при которых предустановка сервисов на мобильных устройствах зависит от качества продуктов и их востребованности на локальном рынке, а не от ограничений со стороны владельца операционной системы.

Компания Google весной 2017 года выплатила штраф, с ФАС утвердили мировое соглашение, а с Яндексом заключили коммерческое соглашение. Значит ли это что дальше будет все по-честному? В рамках коммерческого соглашения могут быть только взаимовыгодные условия и можно предположить, что практика введения в заблуждение останется.

Релевантность

Google поиск является важным источником распространения информации и напоминает "вывеску" магазина, куда стекает поток данных со всего интернета и сортируется, сканируется, индексируется. Поисковые системы полностью меняют поведение людей, если раньше при написании академического отчета о Сальвадоре Дали пришлось бы посетить библиотеку, то теперь достаточно ввести запрос, который обрабатывается за миллисекунды с использованием алгоритмов. Те же манипуляции следует произвести при поиске товара. Однако следует помнить, что организация ООО «ГУГЛ» является коммерческой и ориентирована на получение прибыли. Понимая цель поиска, ключевые слова, алгоритм может вывести в первую очередь ту информацию, которую проплатили. Прибыль Гугл получает от рекламы и продажи релевантных мест. Чем больше сумма, тем выше в списке. Позиционирование происходит путем нахождения элемента с определенными свойствами среди списка. На запросы пользователя поисковик, который работает законно, должен выдавать релевантные ответы и отсортировывать их по значимости. А вот когда разработчики поисковика этим не озадачены, а извлекают выгоду из рекламного бюджета, что приравнивается к взятке в сфере антимонопольного права, то это вне закона и облагается штрафом.

Информационная дискриминация и обвинение Еврокомиссии

Как производителям аккумуляторов нам знакома информационная дискриминация со стороны конкурентов и производителей мобильной техники. Часто те утверждают не опираясь на факты, а только запугивая и вводя общество в заблуждение. Вымышленная информация не раз была нами опровергнута. Информационный поток мифов распространяется в рамках поисковых систем. 

Европейская комиссия в 2010 году инициировала расследование в отношении Google и к 2015 году выдвинула обвинение в том, что компания предоставляла бонусы своим аффилированным компаниям. Услуги, товары необоснованно получали приоритет в ответах на соответствующие запросы. Пользуясь доминирующим положением они тем самым нарушили антимонопольное законодательство. Летом 2017 года компания Google уже была оштрафована на €2,42 млрд. Не все антимонопольные расследования завершены и в отношении рекламы есть над чем подумать разработчикам. А возможно это приносит такие доходы, что они выбирают удел платить штрафы и взывать к совести бесполезно?


2018-07-20



Таможня отдыхает
Закончилось четвертое таможенное дело
Китайская пипися
Чем ответил Китай на американские санкции против китайских телефонов ZTE

Все новости