Трансфертное ценообразование

Как богатые богатеют, когда бедные беднеют


Мобильные устройства и аккумуляторы участвуют в трансфертном ценообразовании, которое позволяет проводить налоговую оптимизацию.

Производители мобильных устройств активно используют механизм трансфертного ценообразования в целях налоговой оптимизации и вывода прибыли в низконалоговые юрисдикции. Для этого завышаются цены не только на сами устройства, но и на аксессуары, в том числе аккумуляторы.

Трансфертное ценообразование (Funds Transfer Pricing, FTP) - это механизм реализации всех видов товаров взаимозависимым лицам (обычно в рамках холдингов) по особым, внутрифирменным, не рыночным ценам. Таким образом, возможно более рациональное и выгодное перераспределение прибыли группы лиц в пользу тех, кто находится в условиях более низкого налогообложения. Такая схема налогового планирования используется для минимизации расходов, связанных с обязательными налоговыми отчислениями. Трансфертные цены контролируются фискальными органами государства. В России с 2012 года действует новое законодательство по трансфертному ценообразованию. Оно регулируется Разделом V.1. Налогового кодекса РФ. Все сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми на предмет регулирования трансфертных цен. В этих случаях российские налоговые органы имеют право сравнивать применённые налогоплательщиками цены с рыночными и доначислять налоги, в случае выявления отклонений.

Таможенная статистика

Данные о ввозе товаров на территорию России засекречены таможенной службой. Получить доступ к таможенной статистике можно только по судебному запросу. Нам "посчастливилось" ознакомиться с этими данными только благодаря непосредственному участию в таможенных делах.

Количество оригинальных аккумуляторов ввезенных в Россию в 2017 году

Товарный знак

Производитель

Страна происхождения

Отправитель

Импортер

Количество

Процент от телефонов за 2015 год

USD за КГ


APPLE
FUTAIHUA INDUSTRY
SIMPLO TECHNOLOGY
TECH-COM COMPUTER
КИТАЙ
КИТАЙ
КИТАЙ
APPLE DISTRIBUTION INTERNATIONAL ООО "ЭППЛ РУС" 3 971 шт. 0,2% 70.52
HTC HTC CORPORATION КИТАЙ
HTC CORPORATION ООО "ОРИОН" 4 185 шт.
0,9% 159.64
HUAWEI HUAWEI TECNOLOGIES
SUNWODA ELECTRONIC
КИТАЙ
КИТАЙ
HUAWEI DEVICE (HONG KONG) CO., LTD ООО "ТЕХКОМПАНИЯ ХУАВЭЙ" 21 323 шт.
4,4% 128.54
LG LG CHEM
LG
КИТАЙ
КИТАЙ
LG ELECTRONICS INC. ООО "ЛГ ЭЛЕКТРОНИКС РУС"
ООО "СТРАТЕДЖИК СЕРВИС"
2049 шт 0,2% 163.72
LENOVO
LG CHEM
LCFC ELECTRONICS
SANYO ELECTRIC
LENOVO PC
КИТАЙ
КИТАЙ
КИТАЙ
КИТАЙ
LENOVO PC HK LIMITED ООО "ДИДИЭС"
ЗАО "ИНФОКОМЭКСИМ"
ООО "БРИНГ ИТ"
10 969 шт. 0,3% 98.52
MOTOROLA
MOTOROLA SOLUTIONS МАЛАЙЗИЯ MOTOROLA SOLUTIONS GERMANY GMBH ООО "БИЗНЕС ТЕЛЕКОМ-ИМПОРТ" 18 005 шт. 0,5%
328.31
NOKIA BYD
LG CHEM
SCUD
КИТАЙ
КИТАЙ
КИТАЙ
NOKIA SOLUTIONS AND NETWORKS OY ПАО "МТС"
ООО "МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ СЕРВИС"
ПАО "МЕГАФОН"
2 882 шт. 0,1% 216.97
SONY
KOHDA TEC
SONY CORPORATION
SONY ELECTRONICS
TIANJIN ITM BATTERY
ЯПОНИЯ
ЯПОНИЯ
КИТАЙ
КИТАЙ
SONY ЕUROPE LIMITED
SONY MOBILE COMMUNICATIONS INT
АО "СОНИ ЭЛЕКТРОНИКС"
ООО "БИ2ИКС КЭА СОЛЮШЕНС РАША"
7 492 шт. 0,3% 246.89
SAMSUNG
SAMSUNG ELECTRONICS
SAMSUNG ELECTRONICS
SAMSUNG SDI 
SAMSUNG ELECTRONICS
TIANJIN SAMSUNG TELECOM TECHNOLOGY 
ВЬЕТНАМ
КОРЕЯ
КОРЕЯ
КИТАЙ
КИТАЙ
SAMSUNG ELECTRONICS CO. LTD. ООО "САМСУНГ ЭЛЕКТРОНИКС РУС КОМПАНИ"
475 626 шт. 5,1% 152.45
ZTE ZTE CORPORATION КИТАЙ ZTE CORPORATION ООО "КОРПОРАЦИЯ ЗТИ-СВЯЗЬТЕХНОЛОГИИ" 9 489 шт. 0,5% 116.69

Правообладатели и уполномоченные представители не обеспечивают доступность оригинальных аккумуляторов в РоссииКоличество ввозимых аккумуляторов никак не коррелируется с объемом продаваемых телефонов. Почему SAMSUNG и HUAWEI на каждые 100 ввезенных телефонов поставляют 4-5 аккумуляторов, а другие производители на порядок меньше? Как получилось, что производители мобильных устройств, продавая России миллионы телефонов, почти совсем не поставляют аккумуляторы? Чисто по-человечески удивлялись российские судьи, недоумевая, как же организован у Apple гарантийный ремонт и сервисное обслуживание мобильных устройств. Неужели аккумуляторы Apple столь надежны, что не требуется ни гарантийная замена, ни постгарантийная? Конечно, нет! По неофициальной статистике брак аккумуляторов Apple составляет ужасающие 10%. Более того, даже отработав гарантийный срок в 1 год, платформа у аккумуляторов Apple очень быстро начинает падать, что и приводит к внезапным отключениям. В этой ситуации Apple предложит вам с доплатой купить новый телефон или поменять аккумулятор (внимание: контрафактный) в сервисном центре - оригинальных то не ввозится.

Аффилаты в долгах как в шелках

Невооруженным глазом видно, что большинство поставок аккумуляторов производятся аффилированными компаниями: филиалами производителей или специально созданными компаниями. Этим объясняется то, что таможенные цены различаются в разы. Иначе как объяснить разницу между удельной стоимостью аккумуляторов Apple (70.52USD/кг) и Samsung (152.45USD/кг)? Кто в здравом уме и трезвом сознании поверит, что аккумуляторы Samsung стоят дороже Apple?!

В частности в заключении по результатам судебной оценочной экспертизы (проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела в Девятом арбитражном апелляционном суде), Эксперт указал, что практически все дистрибьюторы иностранных автомобилей в РФ, принадлежат (напрямую или косвенно) иностранным производителям соответствующих автомобилей.

В данном случае, за период деятельности с 31 марта 2008 года по 31 марта 2009 года компанией "Мазда Мотор Логистике Европа Н.В." была получена чистая прибыль в размере 6 120 222 Евро и уплачен налог на корпорацию в размере 3 993 987 Евро, в то время как за 2009 год ООО «Мазда Мотор Рус» был получен чистый убыток в размере -3 813 280 000 рублей и заявлен убыток в целях налога на прибыль в размере -4 361 734 233 рублей.

Результатом применения подобной схемы является уклонение от уплаты налога на прибыль организаций со стороны ООО «Мазда Мотор Рус» и незаконный вывод за рубеж прибыли ООО «Мазда Мотор Рус», полученной от реализации автомобилей на территории России.

ООО «Мазда Мотор Рус» против МИ ФНС России № 49 по г. Москве дело №А40-4381/2013

Справедливости ради, надо отметить, что Налоговая Служба России выиграла несколько знаковых дел у автопроизводителей и их уполномоченных представителей. Но до производителей мобильных телефонов, очевидно, ещё не дошли руки.

ТРОИС - гроза импортера

Для контроля перемещения маркированных товаров правообладатели вносят свои товарные знаки в таможенный реестр интеллектуальной собственности (ТРОИС). Таможенные органы задерживают и информируют правообладателей о декларировании импортерами маркированных товаров, а правообладатели, соответственно, по своему желанию разрешают или запрещают им ввоз. Благодаря усилиям инициативной группы под идейным руководством представителя Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности, действие грозной статьи КоАП 14.10 было ограничено в 2009 году. С того времени таможенные органы только временно задерживают, но не конфискуют оригинальные товары. Но хрен редьки не слаще. Выпущенные таможней товары становятся предметом гражданского иска правообладателя к импортеру. В таких условиях, ввезти маркированный товар никому, кроме уполномоченных дистрибьюторов, по-прежнему не представляется никакой возможности. Российский государственный орган, вопреки интересам граждан своей страны, надежно охраняет право первой ночи иностранных правообладателей.


Согласно исследованию ГУ ВШЭ товар, маркированный товарным знаком (LG), не внесенным в таможенный реестр (ТРОИС ФТС), стоит в России на 11–13% дороже, чем за рубежом, а с внесенным в ТРОИС ФТС (Samsung), стоит в России на 22–32% дороже, чем за рубежом.

Таким образом, если взять указанную в исследовании ГУ ВШЭ монопольную наценку на импорт всего в размере 10% от цены, то бюджет и население России переплачивает не менее 2-х миллиардов долларов в месяц (или 24 миллиарда долларов в год) из-за иностранной монополии на внешнеэкономическую деятельность, что непосредственно сказывается на ухудшении сальдо торгового баланса, а в условиях санкций приводит к фактической утрате суверенитета.


Рекомендуем ознакомиться:
Товарные знаки
Можно ли откусить от яблока без согласия Apple Inc?
Статья 1487
Краеугольный камень параллельного импорта

Была ли эта статья полезна?
1 / 0

Авторизуйтесь, чтобы голосовать и оставлять комментарии,
а также видеть отзывы других посетителей.
Загрузка комментариев...