Китайская пипися

Чем ответил Китай на американские санкции против китайских телефонов ZTE


Аккумуляторы могут получить шанс вновь стать свободно заменяемыми

Неожиданно быстро завершилось "мобильное сражение" в торговой войне между Китаем и США. Неужели это китайская "пипися" так сильно впечатлила Дональда Трампа.

Китайский производитель мобильных телефонов ZTE оказался втянут в торговую войну, развязанную ещё администрацией Барака Обамы. В прошлом году американский суд оштрафовал ZTE Corporation на 900 миллионов долларов и обязал внести еще 300 миллионов в виде залога за то, что китайская компания использовала американские комплектующие в оборудовании, которое потом продавала Ирану и КНДР. В середине апреля этого года власти США вообще запретили американским компаниям продавать ZTE Corporation комплектующие для мобильных устройств сроком на 7 лет, возмутившись тем, что компания ZTE после выплаты многомиллионного штрафа и заверявшая в настойчивом желании исправиться, не только не наказала топ-менеджеров, а наоборот выдала им годовые бонусы (PDF). ZTE закупала 30% комплектующих у американских компаний: Qualcomm и Intel (микросхемы), Acacia Communications и Lumentum Holdings (оптические элементы). Отсутствие многих комплектующих привело к остановке производства телефонов ZTE.

Эта история получила продолжение в связи с обсуждением проекта закона, ограничивающего ввоз в США телекоммуникационного оборудования из Китая. По сообщению от 2 мая 2018 года The Wall Street Journal со ссылкой на источники в американской администрации целями запрета в первую очередь могут оказаться производители смартфонов Huawei Technologies и ZTE Corporation. В этот раз главным закопёрщиком антикитайских санкций выступило Министерство обороны США. Пентагон утверждал, что Китай собирает разведданные через специальное шпионское оборудование, которое специально устанавливается в смартфоны. Китай все обвинения, естественно, отрицал.

9 мая 2018 года ZTE информирует инвесторов Фондовой биржи Гонконга (PDF) о прекращении основной операционной деятельности в связи с запретом со стороны Бюро промышленности и безопасности Министерства Торговли США (BIS). Однако уже 13 мая президент Дональд Трамп сообщил, что он и председатель КНР лично участвуют в восстановлении работы компании ZTE, которая была вынуждена частично приостановить операционную деятельность из-за санкций. Что могло заставить американцев сменить "гнев на милость" и начать беспокоиться за производителя китайских телефонов? Может быть спуск на воду первого китайского суперавианосца, прозванного "пипися" [皮皮虾 - pipixia - рак-богомол] по результатам интернет-голосования? Или все-таки 200 миллиардов долларов в год, на которые Китай обещает дополнительно закупать американские товары?!

Америка вновь станет великой

Жестко протекционная риторика Дональда Трампа по отношению к главным внешнеторговым партнерам полностью совпадает с его предвыборными обещаниями. Введенные США весной этого года таможенные пошлины на железо и алюминий рассматривались как сезонное обострение, а лидеры многих стран надеялись на отсрочку и смягчение, а возможно и полную отмену установленных ограничений. Китай и США, в порядке обмена любезностями, пообещали друг другу масштабное введение таможенных пошлин.

В начале апреля в Штатах обнародовали список из 1,3 тыс. товаров из КНР, на которые могут быть наложены пошлины в 25%. Общая стоимость продукции составила $50 млрд. В Китае ответили, что могут ввести аналогичные пошлины на товары из США, включая автомобили, самолеты и химикаты. После этого Трамп заявил, что введет дополнительные тарифы на китайские товары на сумму $100 млрд.

Несмотря на грозную риторику, Китай стремится избежать "торговой войны", а президент Си Цзиньпин обещает снизить импортные тарифы на американские товары, усилить контроль над использованием интеллектуальной собственности и еще больше открыть сектор финансовых услуг Китая. Трамп заявил, что торговые переговоры с Китаем продвигаются "отлично". Внутри же Китая санкции против ZTE и тарифные ограничения восприняты крайне негативно. Американская риторика обижает национальную гордость китайцев, которые в отместку готовы отказаться от бургеров McDonald’s и телефонов Apple. Пока этот вопрос обсуждается среди пользователей интернета и носит больше эмоциональный характер, но если, действительно, поставки мобильных устройств будут ограничены, то китайцы, потерявшие работу, сидеть сложа руки не станут.

Когнитивный диссонанс

При полномасштабной торговой войне, наоборот, никакие интеллектуальные права соблюдаться не будут.На протяжении 40 последних лет Китай и США жили "душа в душу". По крайней мере, так казалось внешнему наблюдателю, посетившему Китай с краткосрочным визитом. Скоростные автомагистрали, небоскребы, торговые мегацентры - Китай внешне преобразовывался по глобальным лекалам, при этом внутренне оставаясь приверженным традиционным ценностям. Не смогли либеральные идеологи перепрошить китайскую матрицу англо-саксонским прагматизмом. Хотя на какой-то момент прагматизм зарабатывания денег стал совместной осью экономического маховика. Американский девиз "деньги не пахнут" (money has no smell) был локализован в Китае как: "не важно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей" (不管黑猫白猫,能捉老鼠的就是好猫). Американские компании перемещали производство в Китай, экономя на заработной плате производственных рабочих. Китай принимал иностранные предприятия, инвестировал в инфраструктуру и довольствовался устаревшими технологиями. В результате в Китае создавались производственные кластеры, а в США исчезали рабочие специальности. Сначала это устраивало американцев, но вслед за рабочими специальностями в Китай начали утекать инженеры, технологи, дизайнеры, маркетологи, оставляя в США только управление и финансы. Китайцы всегда понимали, что они младшие в партнерстве с Америкой и "дышали им в пупок" только от временной безысходности.

Вот нельзя американскую философию просто автоматически полагать в европейскую. С точки зрения критериев европейской философии, это не философия, а просто сумасшедший дом, то есть это недофилософия, это какие-то как-бы торговцы или придурки, остолопы, пытающиеся мыслить, которые насобачили такие вот гиперидиотские, наивные примитивные тексты, которым не стоит уделять внимание.

Александр Дугин

По мере укрепления экономики китайцы взяли курс на восстановление Великого Китая, однажды утерянного в результате опиумных войн. Избрание же Дональда Трампа президентом ознаменовало отказ США от политики глобализма, основанного на экономической прагматике. Трамп начал действовать по известному американскому принципу «it works» или «it does not work», тыкая в разные стороны и ожидая, что из этого получится. Это американская философия действия. Если получится что-то стоящее, то значит «it works». Значит это нужно использовать. Если «it does not work», значит это была плохая идея и надо что-то придумывать другое. Такая непоследовательность американцев вызывает разочарование у европейцев и полное непонимание у китайцев, привыкших аккуратно выстраивать все отношения, начиная от "жёлтого императора".

В начале мая американская делегация провела безрезультатные переговоры в Пекине, пытаясь убедить Китай принять целый список ограничений, при этом никак не отвечать на них. В ответ Китай выложил свой длинный список, потребовав не только отменить все ранее введенные ограничения и расследования, но и дополнительно разрешить доступ китайских технологических товаров и услуг на рынок госзакупок США и открыть для китайских компаний рынок электронных платежей. Китай ведет переговоры с "пистолетом у виска", держа руку на спусковом крючке автомата. Насколько будет убедительна "китайская пипися" можно будет судить по окончательным договоренностям.

Вероятные последствия

Будет или нет торговая война между США и Китаем? Скорее всего, да. Правда, неизвестно когда. Амбиции китайцев заключаются в восстановлении их центрального места в мире (中国 - Китай, дословно переводится как "Центровая страна"), временно занятого коллективным западом. При этом Германию они списали по результатам Второй Мировой Войны. Россия проиграла холодную войну, а Япония зависла в безвременье в результате кризиса недвижимости. Поэтому единственной страной, которая может и должна остановить американцев - это Китай. Очень опрометчиво, но вполне естественно, смотря глазами китайца. При этом китайцы осознают, что несмотря на быстрые темпы роста и уже превышающий США ВВП, по-прежнему отстают в технологическом плане. Например, объем продаж китайских телефонов вплотную приближается к 50%, однако на рынке микросхем Китай занимает всего 7%. Это и определяет зависимость Китая от поставок импортного оборудования, комплектующих и технологий. От торговой войны между Китаем и США выиграет Европа, в целом, и Россия, в частности, в обоих случаях. Введя взаимные пошлины, США и Китай сделают товары других стран более конкурентоспособными, а сами будут вынуждены переориентироваться на продажу своих товаров на другие рынки. Если же все-таки договорятся, то либо США продолжат финансировать свой дефицит, либо Китай проведет девальвацию юаня. Кредитный пир будет продолжен до следующего "сезонного обострения". Что до ZTE - то китайцы многие годы "водившие за нос" американцев, совершенно уверены, что смогут в очередной раз отговориться или откупиться. Выплатив 900 миллионов в 2016 году, ZTE получила убыток в 300 миллионов в 2016 году. Но в 2017 уже получила 700 миллионов чистой прибыли. И не стоит забывать, что в 2015 году американская Qualcomm была оштрафована в Китае за манипуляцию ценами на рынке (!) как раз на такую же сумму. Китай в убытке не остался. Для мобильных устройств и аккумуляторов, наоборот, будущее совсем не однозначно. Настораживает, что в обмен на доступ на американский рынок Китай готов усиливать контроль за использованием интеллектуальной собственности, по сути, сохраняя неоколониальный порядок, однозначно, откажется от встроенного "шпионского оборудования", даже если такое и было. Китайское правительство, как впрочем, и американское, больше заинтересовано в построении цифрового рабства для своих граждан, чем следить за гражданами другого государства. Мобильные устройства будут продолжаться интегрироваться в частную жизнь. Аккумуляторы будут еще больше интегрироваться в телефоны, а демонизация и дискриминация аккумуляторов будет продолжена. При полномасштабной торговой войне, наоборот, никакие интеллектуальные права соблюдаться не будут, Китаю придется создать собственную операционную систему, а у аккумуляторов будет шанс вновь стать свободно заменяемыми. 


2018-05-30



Google нарушает антимонопольный закон
Много законов, но мало законности
Amazon подорвался на пауэрбанках
В США отозвали 260 тысяч внешних аккумуляторов Amazon по причине возможного возгорания

Все новости