Литий-ионные аккумуляторы
Характеристики, типы и устройство Li-ion аккумуляторов
На сегодняшний день литий-ионные аккумуляторы остаются самыми востребованными для комплектации мобильных устройств. Без мощного аккумулятора мобильный телефон, ноутбук, фотоаппарат и даже карманный фонарик быстро потеряют автономность.
Первый гальванический элемент "вольтов столб", появившийся благодаря Алессандро Вольта 20 марта 1800 года, был высотой в полметра и мало чем походил на современные аккумуляторы. Многие годы с тех времен по этому принципу разрабатывались одноразовые батарейки. Только в 1980 году благодаря Джону Гуденафу и его коллегам появились перезаряжаемые литий-ионные батареи. Почти 40 лет существования этого типа АКБ, и они стали прочным фундаментом мобильности и автономности. Сложно представить, что бы мы делали без таких "палочек-выручалочек". Без розеток и провода они дают нам возможность пользоваться многими гаджетами где угодно. Аккумуляторам Li-ion типа нашли применение в ноутбуках, карманных компьютерах, мобильных телефонах, видеокамерах, цифровых фотокамерах.От первой гальванической батарейки в современном аккумуляторе Li-ion типа не сохранилось ни металлических дисков, ни войлочных пластинок, которые пропитывались раствором кислоты. Остался только принцип работы: АКБ содержат в себе химические реагенты, в которые входят два металла. Между электродами анодом (+) и катодом (-) пространство заполнено электролитической жидкостью. Эта жидкость является проводником и участником электролитической диссоциации. Электрическая энергия появляется за счет движения заряженных частиц от анода к катоду, в процессе взаимодействия металлов. Li-ion аккумуляторы бывают цилиндрической формы и призматической. В цилиндрическом аккумуляторе используют электроды, завернув их в рулон. Они изолированы сепаратором и заключены в металлический корпус. Корпус связан с катодом, который не соприкасается с анодом, иначе произойдет самопроизвольный разряд. В призматическом варианте аккумуляторов конструкция имеет вид сложенных друг на друга пластин-пленок, между которыми совсем тонкий слой сепаратора.
Внутри на аноде и катоде происходят реакции. При заряде на аноде:
- LiCoO2→Li1-xCoO2 + xLi+ + xe-
При заряде на катоде:
- С + xLi+ + xe-→CLix , где х – степень интеркаляции.
Напряжение (В) | номинальное | 3,6 - 3.85 |
максимальное | 4,2 или 4,4 | |
минимальное | 2,75 | |
Удельная энергоёмкость (Вт·ч/кг) | 110-243 | |
Время быстрого заряда (мин) | 30-60 | |
Внутреннее сопротивление (мОм) | 30-50 | |
Ток нагрузки (С) | номинальный | до 1 С |
максимальный | до 2 С | |
безопасный | до 3 С (1 мин) | |
Рабочая температура (оС) | -20 - +60 |
Взрывоопасность
К взрыву аккумулятор могут привести ситуации, когда допустимая температура превышена, и электролит чрезмерно нагревается, а также при высоких зарядных или разрядных токах (коротком замыкании внутри АКБ). В такой батарейке в результате металлизации лития начинается цепная реакция, после которой он вздувается, и нарушается целостность оболочки. В моменты, когда аккумуляторная ячейка сильно перегревается или когда происходит короткое замыкание, температура внутри вырастает до 70-90оС, литий становится химически активным и начинает вступать в реакцию. Электролит и литий анода взаимодействуют, и в результате реакций могут появиться углеводороды. Но из-за углеводородов возгорание не происходит, пока там не появится кислород. Кислород может появиться на катоде, когда при дальнейшем росте температур до 200 °C происходит разгерметизация, тогда аккумулятор и воспламеняется. Этот процесс быстро заканчивается, когда реагенты внутри аккумулятора полностью разлагаются.Защита аккумулятора
Литиевые аккумуляторы требуют обязательной установки системы защиты, предотвращающей перезаряд, переразряд и короткое замыкание. Наиболее опасным считается перезаряд, так как это может привести к взрыву или воспламенению аккумулятора от перегрева. Вероятность негативного сценария при коротком замыкании минимальная, обычно это заканчивается вздутием аккумулятора. Переразряд - это принудительное отсоединение потребителя (мобильного устройства) при хранении в полностью разряженном состоянии.Требования к режимам заряда/разряда
Под требованиями к режиму заряда/разряда понимают действия, при которых АКБ литий-ионного типа будет выполнять свои функции долго, безопасно, и устройство при этом будет полноценно функционировать.- Критически высокая температура может привести к вздутию аккумулятора. Рабочая температура +20 - +40 оС. Не стоит устраивать солнечные ванны вашему гаджету и тем более париться с ним в бане, эти действия могут вызвать перегрев аккумулятора.
- После полной зарядки гаджет рекомендуется отключать от зарядного устройства.
Старение и износ
Литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы, в отличие от Ni-Cd и Ni-MH, не обладают эффектом памяти. Однако как и все аккумуляторы батареи литий-ионного типа подвержены износу и старению. Попытки сэкономить на том, чтобы купить аккумулятор "про запас", весьма сомнительны и не имеют смысла. Если циклы заряд/разряд не происходят, т.е. аккумулятор не используется, аккумулятор даже при оптимальных условиях хранения (40-50% от ёмкости и температуре 0-15оС) стареет, а его ёмкость уменьшается.Часто задаваемые вопросы:
Можно ли соединять аккумуляторы последовательно?- Да, можно. При последовательном подключении будет суммироваться напряжение.
- Нельзя соединять последовательно аккумуляторы с разной ёмкостью. При заряде схемы из последовательно соединенных аккумуляторов с разными ёмкостями, случится перезаряд того, который с меньшей. Это приведет к его перезаряду и перегреву.
- Аккумулятор с меньшей ёмкостью в процессе эксплуатации разрядится первым, возникнет эффект "хромой лошади", хотя цепь будет использоваться дальше, но это приведет к уменьшению ресурса аккумулятора в целом.
- При параллельном соединении суммируется ёмкость.
- Соединяя аккумуляторы параллельно, следует убедиться в том, что максимальное напряжение на них одинаковое. Иначе может произойти перезаряд того аккумулятора, который имеет меньшее напряжение. Это опасно!
- Ресурс аккумулятора уменьшается по мере исчерпания жизненых циклов.
- Для экстренного отключения аккумулятора при возникновении нештатных ситуаций.
- Li-ion и li-pol аккумуляторы не имеют эффекта памяти, поэтому полностью разряжать их не нужно.
- Их можно заряжать и разряжать в любой момент.
- Допустимая температура превышена и электролит чрезмерно нагревается.
- При коротком замыкании внутри ячейки АКБ.
- Причин много: производственный брак, механические повреждения, нарушения рекомендаций по эксплуатации.
- АКБ содержат в себе химические реагенты, в которые входят два металла.
- Между электродами анодом (+) и катодом (-) пространство заполнено электролитической жидкостью.
- Жидкость является проводником и участником электролитической диссоциации.
- Электрическая энергия запасается за счет переноса заряженных частиц от анода к катоду.
Рекомендуем ознакомиться:
Характеристики, типы и устройство Li-pol аккумуляторов
Характеристики, типы и устройство Ni-MH аккумуляторов
Загрузка комментариев...