Одноразовый или Single-use

Одноразовый (Single-use) - слово 2018 года


Одноразовые вещи - экологическая угроза.

По мнению составителей словаря Collins English Dictionary словом 2018 года стало "одноразовый". Термин single-use применяют преимущественно по отношению к пластиковым товарам, которые после использования выбрасывают, и они негативно влияют на окружающую среду.

Новая культура потребления, когда даже крупная техника после непродолжительного времени использования выбрасывается, очень быстро прогрессирует и уже несет угрозу самим потребителям. Ущерб, нанесенный окружающей среде, уже так очевиден, что люди все чаще стали говорить об этом. И термин single-use стали применять в четыре раза чаще, чем в 2013 году, что символизирует о росте интереса к глобальной экологической катастрофе.

Все глобальное начиналось с малого

Первая электрическая лампа Эдисона - маленький символ прогресса, стала первым звеном в цепочке запланированного устаревания. Впервые лампочка появилась в продаже в 1881 году и была рассчитана на 1,5 тысячи часов работы. Прослужив верой и правдой человечеству почти полсотни лет с такими характеристиками, в 1924 году могла быть усовершенствована, и срок службы её мог бы стать 2,5 тысячи часов. Только в этом же году под рождество группа неназванных финансистов в Женеве создали первый в мире картель "Феб". Не имея никаких официальных подтверждений своего существования, "Феб" объединил представителей со всего мира и установил контроль над производством ламп. Нормы на это производство стали фиксироваться и время срока службы не должно было превышать 1 тысячи часов. Если кто-то из производителей не вписывался в эти нормы, то их штрафовали и в продажу лампы с большим сроком не выпускали. Изобретатели совершенствовали источники света, но все было тщетно, производством долгоиграющих ламп в 100 000 часов, когда такой лампы могло бы хватить четырем поколениям потребителей, запрещали заниматься.

Негласный закон капиталистов "рост ради роста" и "хороший товар необходимо перестать выпускать" стал соблюдаться всеми производителями независимо от страны и свободного рынка. Модель "экономики роста", когда богатые становятся еще богаче, а бедным хватает денег в лучшем случае только на необходимое, остановится, как только люди перестанут делать покупки. Финансисты убедили всех окружающих в бесконечности капитализма. Им страшна даже мысль, что все желающие смогут приобрести что-то, сделанное с умом и на века. Это станет концом их бизнеса. Ужас! Выпустив партию удовлетворившего запросы товара, потребности в следующей больше не будет. Разве тот, кто строит свой капитал за счет продаж, на такое подпишется?! И поэтому карусель производства сегодня переплетена с идеей устаревания вещей, которая родилась еще во времена промышленной революции. При переходе на машинное производство темп производства ускорился, себестоимость понизилась, а труд производителя был облегчен. В США началось время доступности, когда всё дешево и всего вдоволь. Люди стали приобретать не только то, что необходимо, а и просто ради забавы. Однако к 1933 году четвертая часть американцев лишились работы из-за беспрецедентного кризиса и обрушившегося фондового рынка.

Товар, которому нет износа - трагедия для бизнеса.

Выход из тупика был найден Бернардом Лондоном, который предложил ограничить срок годности для товаров широкого потребления. Именно это решение позволило американцам преодолеть кризис. Появился спрос на товары, а вместе с ним и рабочие места. Для ученых и исследователей идея делать товары хуже стала нравственным испытанием. Но бизнес есть бизнес, и высокой морали там не место. Вместо того, чтобы улучшать показатели и характеристики, все стали думать, как потребителя заманить в магазин и заставить его возвращаться туда снова и снова. Все товары от отвертки до зубной щетки ожидало то же, что и электрическую лампочку Эдисона. Вещь может оставаться более или менее исправной, но со временем она становится не "модной" и не такой хорошей, как новая, которую всячески рекламируют. Классический маркетинг с помощью рекламы нового дизайна призывает купить то, в чем потребитель не нуждается. Сверхпрочные женские чулки на деле оказываются не такими и прочными, а духи не такими и стойкими, одежду зачастую после первой стирки можно выкидывать. Одноразовые вещи стали во многом не спасением, а напастью.

Пора батарейки заменить на аккумуляторы

Жить не по средствам, а в кредит, за счет внедрения конфликтов в умы основной массы населения стало единственно возможным вариантом для людей в дорогих костюмах (банкстеров) сохранить статус-кво. Всё чаще такими группами людей применяются с мотивами своей "истины" санкции в отношении неугодных. Цитируя "Игру престолов", жестко контролируются территории, ресурсы, глобальное производство товаров, и поддерживается планируемое устаревание. За столетия такого контроля создание одноразовых товаров с неоправданно коротким сроком эксплуатации с целью вынудить потребителя делать повторные покупки приобрело множество вариаций:

  • Устаревание с уведомлением. Этот вариант устаревания таких продуктов, которые после определенного срока эксплуатации информируют о необходимости замены. Например, фильтры для воды, бритвенные станки или картридж принтера. Товары могут еще иметь неиспользованный ресурс, но уже появляется сообщение о необходимой замене, которое может сопровождаться отключением.
  • Эстетическое устаревание происходит, когда планово меняют стилевое решение товара, маркетологи рассчитывают, что в погоне за "модой" пользователь будет покупать товар чаще.
  • Системное устаревание. Меняя систему, делая использование без обновлений затруднительным, отказывая в обслуживании и поддержке производители делают товар устаревшим. Принтер перестает печатать, даже если его заправить, а на мобильный телефон перестают выпускать обновления, и по прошествии некоторого времени на него нельзя установить современные обновленные приложения.
  • Функциональное устаревание. Товар создается не обслуживаемым (одноразовым) или обслуживаемым частично, причем стоимость его ремонта сопоставима с покупкой нового устройства. К примеру, владельцами телефонов так многие и не успевают стать, а остаются (пока не выплатят кредит) их арендаторами, а после поломки происходит ограничение в элементарном праве на ремонт этого устройства.
  • Уменьшение срока службы, как в случае с лампой.

Аккумуляторы - это перезаряжаемые батарейки, символ многоразовости (multiple-use). Популярность слова "single-use" заключается не в желании покупать одноразовые товары, а в желании от них отказаться. Многоразовые, долгоиграющие товары с большим сроком службы - это новый тренд, набирающий силу.

Объем электронных отходов на душу населения растет.Плата за загрязнение

Вульгарная эпоха свободного рынка и либеральных отношений, когда ответственность, доблесть, храбрость, независимость, честность, верность мало востребованы, привела к тому, что каждый год бытового мусора становится все больше. Количество мусора можно назвать по масштабам восьмым "чудом" света. Каждый год только в России выбрасывают 70 000 000 кг, что в 10 раз больше веса египетской пирамиды Хеопса! Сам факт, что в таком количестве мусор бездумно выбрасывается, уже будоражит мозг. А если рассмотреть вопросы, куда он выбрасывается, и что с ним дальше происходит, то ко всем эмоциям прибавляется еще и ужас. А что дальше?! Если разумно не распределять отходы и не перерабатывать их, то уже к 2050 году в морях будет больше мусора, чем рыбы.

Одноразовые подгузники и платки - это, конечно, удобно, но вот одноразовый фотоаппарат для чего? Почему человечеству не решить проблему мусора, изменив культуру потребления? Судя по тому, что термин single-use в последние годы актуален, а человек существо разумное и чаще стал задумываться над тем, как сложившуюся ситуацию исправить. Осталось только "сильных" мира сего убедить в необходимости менять стратегию поведения. Во всем мире с каждым годом объем утилизированной электроники увеличивается. Если по данным глобального мониторинга электронных отходов в 2015 году это было 5,9 кг на человека, то к 2018 году этот показатель возрос до 6,8 кг. Десятки мегатонн электроники утилизируются, хотя при должном подходе можно было бы, увеличив её срок службы, уменьшить количество мусора.

Оригинальный вариант утилизации электронного хлама объявлен в Японии, где должна состояться летняя олимпиада в 2020 году. 5000 медалей всех достоинств будут изготовлены из металлов, которые получат в процессе переработки, не функционирующих электронных устройств. Во многих странах такие отходы пока отправляются на свалку. Тенденция роста количества мусора говорит пока о том, что такой креативности и культуры в потреблении придерживаются не многие. Однако положительное в этом моменте то, что все чаще замечают в этом проблему и уже начинают движение к формированию правильной культуры потребления и утилизации отходов.

Мусорный ветер, дым из трубы

Внушая идеалы потребительства, для современного среднестатистического человека уже определена роль бесконечно работать для покупки новых вещей взамен старым. Едва успевая выплатить кредит за товар, он портится. Для состоятельных людей внушается иная стратегия поведения. Для счастья таким людям необходимы только брендовая одежда, дизайнерская мебель, последние модели телефонов. И эта гонка за дорогими игрушками, которые обновляются каждые несколько месяцев, продолжается до смерти. Маркетологами расставлены на пути человека сознательного три ловушки: плановое устаревание устройства, реклама и кредит. Хотя концепция продукт-цена-реклама-местоположение (Product-Price-Promotion-Place) в маркетинге и предполагает участие всех 4P, но первый и самый главный пункт о том, что товар либо услуга должны быть качественными, эргономичными, поддерживаться в определенном ассортименте с определенными свойствами и дизайном часто забывают. Чтобы разработать привлекательный хлам с коротким сроком службы в учебных школах инженерии и дизайна подготавливают соответствующих специалистов. Специалисты работают на заводах, на которых не только производят этот изысканный хлам, а и выпускают мегатонны сопутствующих отходов. Химические, машиностроительные, металлургические и нефтехимические заводы выбрасывают в воздух оксиды азота, двуокись серы, углекислый газ и другие составляющие.
С призывами и проектами по вторичной переработке, умной утилизации и рациональном природопользовании выступают различные общественные и государственные структуры и организации, но речь идет об инвестициях в переработку, а не в ограничениях на производство одноразовых товаров, одноразовой упаковки - главных источников мусора.

P.S.

Рост продаж смартфонов в мире закончился в 2018 году (Не покупайте айфоны этим летом). Мы ожидаем консолидацию рынка, что заставит производителей работать над потребительскими свойствами, в том числе над сроком службы и временем автономной работы. Финансовый капитализм трещит по всем швам, у многих людей спадает наваждение. Аккумуляторы - это перезаряжаемые многоразовые батарейки. Роль аккумуляторов будет только расти. Увлечение глянцем уступает практичности и удобству "quadratisch, praktisch, gut". Одноразовые вещи уже мало кого интересуют и не только из убеждений экологии.

  1. Как вы относитесь к одноразовым вещам?


2019-03-01



Стопфейк: Кремниевые аккумуляторы
Клевета звучит громко, а опровержение прочтут немногие
Электромобиль. Зима
В Москве из-за морозов не вышли на маршруты электробусы

Возврат к списку