Одноразовый мир
Почему батарейки не заряжаются?
Так называемое «встроенное старение» (физическое и моральное) – интегральная часть общества глобального потребления, более того, его обязательное условие. За счет чего жил бы рынок, если бы потребителю вдруг перехотелось или «разнадобилось» покупать?
Вполне естественно, что производители стараются создать иллюзию «надобности», рекламируя на все лады ультрамодные товары. Потребление товаров и услуг выросло в разы по сравнению с серединой прошлого столетия, даже кризис 2008 года не смог остановить этот процесс.Ускоренное старение
Возможно, что в ускоренном моральном «старении» товаров, в частности, электроники, нет ничего плохого. В конце концов, все возрастающие запросы и ожидания потребителей заставляют технику прогрессировать, а изобретателей – ломать головы над тем, что бы еще такого придумать. Только вот парадокс: функциональность гаджетов, как правило, обратно пропорциональна их сроку службы. Неужели те гении, что изобрели, скажем, сенсорное управление, не в состоянии сделать так, чтобы оно как можно дольше не выходило из строя? Складывается впечатление, что перед разработчиками новых устройств задача стоит прямо противоположная: сделать так, чтобы устройство, прослужив определенное время, становилось непригодным для дальнейшего пользования и ему срочно подыскивалась замена. Таким образом, пользователи как бы получают купленный товар во временное пользование: им позволяют пользоваться ровно до тех пор, пока производителю не потребуется произвести и продать новое устройство.Реплейсинг
Рекламируя новые возможности мобильных устройств, производители изменили потребительское поведение - пользователей приучили к регулярной замене мобильных устройств не дожидаясь выхода их из строя. Изменения внешнего вида, повышение производительности, новые функциональные возможности - все это ждет покупателя в новом устройстве. Многие пользователи с радостью отнеслись к возможности ежегодно заменять свой смартфон на новый. Для облегчения замены устройства даже разработаны специальные программы синхронизации данных, чтобы было проще перенести настройки и персональные данные со старого телефона на новый. Слишком частый реплейсинг мобильных устройств сокращает спрос на аккумуляторы, т.к. штатный аккумулятор не успевает выработать свой ресурс, когда пользователь заменяет само устройство. Ускоренная замена мобильного оборудования казалась очень хорошей идеей. Это облегчило производителям гарантийное обслуживание и позволило им сконцентрироваться на разработке новых мобильных устройств. При этом качество техники, срок службы и время нахождения мобильного устройства в одних руках стало стремительно сокращаться. Некоторые телефонные компании до сих пор практикуют принудительный реплейсинг - мобильное устройство бесплатно выдается на время действия договора обслуживания. При заключении нового договора выдается новый телефон. Реплейсинг - явление, характерное для постиндустриального общества. Достигло максимума своего развития к 2008 году. В дальнейшем, по мере выравнивания доходов и расходов населения, предполагается постепенное снижение и исчезновение этого явления. С другой стороны, в случае невозможности приобрести качественный и недорогой аккумулятор для замены, пользователи будут вынуждены покупать новые телефоны.Замена аккумуляторов
Аккумуляторы делают телефоны мобильными и тут ничего не поделать. Производители мобильных устройств вынуждены устанавливать аккумуляторы, как бы им не хотелось. Но срок службы и возможность замены - это стало разменной монетой в одноразовом мире. Производители, с одной стороны, рассматривают аккумуляторы как расходный материал и всячески сокращают заводскую гарантию: гарантия на аккумуляторы обычно составляет 3-6 месяцев. С другой стороны, замена аккумуляторов всячески усложняется технологическими и правовыми ограничениями. Аккумуляторы могут просто не поставляться для гарантийного ремонта. Или цена может быть совсем запредельной! Все это в комплексе делает замену аккумулятора неэффективной - проще заменить телефон.Право на ремонт
В настоящее время многие страны озабочены отсутствием законов, регулирующих разработку и ремонт устройств. Этот законодательный вакуум позволяет производителям создавать множество изделий, незначительная поломка которых требует их полную замену. Согласно замыслу законодателей, закон о ремонте запретит разрабатывать устройства, которые впоследствии невозможно отремонтировать. Возможность ремонта должна быть не только у специализированных сервисных центров, но и любых сторонних ремонтных организаций. Для этого производители должны обеспечить свободный доступ к технической документации, диагностическим системам и свободно продавать запчасти. При этом цена запчастей должна быть одинаковой как для собственных сервисных центров, так и сторонних ремонтных мастерских.«Возьмем Apple. Они вклеивают аккумуляторы внутрь своих устройств. Я это воспринимаю так, что компания это делает намеренно, чтобы я не мог починить телефон»Пока не ясно когда законы о ремонте будут приняты и вступят в силу. Также не ясна судьба аккумуляторов в рамках законов о ремонте. Очевидно, что невозможно обеспечить ремонтопригодность, не обеспечив возможность свободной замены аккумулятора. Какой уровень сложности допустим для замены аккумулятора? Будут ли обязаны производители обеспечивать наличие аккумуляторов для снятых с гарантии телефонов? Какая цена аккумулятора экономически оправдывает его замену? Вопросов пока больше чем ответов.Джефф Моррис, один из авторов законопроекта о ремонте в штате Вашингтон
После нас хоть потоп
Конечно, нам, как потребителям, обидно, что нас так вот запросто одурачивают производители-гиганты и мы, по сути, мало чем им можем помешать. Но настоящая опасность прячется в том, что идеология «одноразового мира» пускает свои корни далеко глубже уровня потребления. Легкомысленное отношение к вещам вредно не столько потому, что огромное количество ресурсов тратится иррационально, сколько потому, что оно переносится на сферу межличностных отношений. От одноразовых платков мы верно переходим к одноразовым отношениям (достаточно посмотреть недавнюю статистику браков и разводов). Но ведь так было не всегда: было время, когда супругов, как и дело, выбирали на всю жизнь. Может показаться наивным, но концепция «одноразовости» - это продукт западного склада мышления. Не имея ничего против главной ценности западного мира (по крайней мере, провозглашенной) – свободы, нельзя не отметить, что в последнее время свобода личности от всего и всех стала выражаться в высшей степени эгоизма. Впрочем, ценности крайнего индивидуализма кажутся единственно возможными в обществе типа «каждый сам за себя», которое живет по правилу: «Хорошо то, что приносит деньги». Ирония в том, что, возведя в культ свою независимость, западный человек свободнее не стал: разница только в том, что теперь он зависит от вещей. Нормальному человеку такая позиция «взаимной безответственности» не близка на генетическом уровне, но ей сложно противостоять, потому что она проникает со всех сторон. Своим существованием в XXI веке мы обязаны предкам, выбравшим своим девизом: «Беречь и приумножать». Останется ли что-либо потомкам от нас, применяющих ко всем сферам жизни принцип: «Попользоваться и выбросить», - еще вопрос. Вся ситуация напоминает известную цитату, сказанную фавориткой короля Людовика XV еще в XVIII веке: «После нас хоть потоп». С тех пор изменилось лишь то, что теперь так склонны думать и рядовые граждане. Как искоренить «одноразовость» - вопрос, требующий совместных усилий. И здесь, наверное, лучше всего начать с себя... Батарейки не заряжаются, они одноразовые, заряжаются только аккумуляторы!Рекомендуем ознакомиться:
Теперь для неолуддитов города строить не надо
Как отказаться от покупки плохих аккумуляторов
Загрузка комментариев...